Шагаа: время, чистое как белое молоко

В традициях наших предков месяц до начала Шагаа был временем тщательной подготовки к любимому празднику. До главного праздника Тувы – Шагаа, остается почти месяц. Между тем, это время уже считается особенным – это последний месяц уходящего года – белый месяц, и провести его следует достойно.

Время до наступления Шагаа и после него – глубоко сакрально. Все деяния, совершенные в это время, умножаются в тысячи раз, и плохие, и хорошие. Значение самого названия праздника «Шагаа» такое: «шаг» — время, «аа сут» — белое молоко, то есть «время, чистое, как белое молоко».

Белый месяц – завершающий в уходящем году, и в это время нужно быть осмотрительным, очищаться духовно и материально – наводить порядок дома, содержать мысли и поступки в чистоте. Необходимо воздерживаться от принятия алкоголя и других негативных деяний.

Предки готовили и себя, и жилище к празднику загодя. Сегодня порядок в доме многие хозяйки начинают наводить буквально накануне ночи на Шагаа, хотя по традициям наших предков, никакой грязной работой в день перед наступлением праздника т.е. «будуу хун» заниматься было нельзя. Так, если в этом году мы встречаем праздник в ночь с 26 на 27 февраля, то наводить порядок в доме и готовить праздничный стол необходимо закончить уже 25 числа.

Наши предки внимательно относились к запрету на пролитие крови в месяц накануне Шагаа. Мясо для праздничного стола готовилось еще осенью, когда скот набирал вес. Готовили «хырбача» — мясное ассорти, завернутое в коровий желудок, и доставали его уже перед наступлением праздника.

Ночь накануне наступления Шагаа проводили за праздничным столом и настольными играми, подолгу рассказывались сказки. А рассвет встречали обрядом разжигания ритуального костра «Сан салыры» с подношением для духов – хозяев местности. Его проводили мужчины, и считалось, что именно во время Шагаа этот обряд имел самое сильное действие. Самые уважаемые люди в аале или семье читали благопожелания – «йорээлдер». Хозяйки в это время выходили из юрт и тоже проводили «сан» — недалеко от собственных жилищ разводили ритуальный костер с подношениями, отдавая дань уважения огню, символу домашнего очага.

При встрече после наступления Шагаа тувинцы здоровались друг с другом по древнему обычаю – «чолукшууру» — младшие протягивали старшим руки до локтя ладонями вверх, а старшие накрывали их ладонями вниз. В этом приветствии выражалось уважение младшего к старшему, подчеркивалось его стремление перенять накопленные мудрость и опыт, у старшего – поделиться. В то же время младший касался ладонями локтей старшего, что означало его готовность поддержать человека в возрасте.

Мудрость предков, от которых к нам пришли эти обычаи, которые начинали готовиться к самому светлому празднику в году задолго до его наступления, в том, что людям давалась возможность переосмыслить прожитый год и настроиться на позитивный образ жизни, привыкнуть совершать благие деяния, содержать даже свои мысли в чистоте. Очищение жилища, избавление от накопившегося хлама приносило в дом положительную энергетику, воздержание от алкоголя избавляло от негативных деяний.

До наступления любимого праздника остается не так много времени, но еще есть возможность встретить его именно так, как было в традициях тувинского народа испокон веков.

По информации Министерства культуры Республики Тыва

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Вы можете использовать эти HTML теги и атрибуты:

<a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>